Юнгианство и соционика

Здесь обсуждается теория соционики: классические представления, наработки и дополнения к классической теории, гипотезы и предположения.
Правила форума
УВАЖАЙТЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДРУГ ДРУГА, РАВНО КАК И ПРАВО ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО САМЫМ РАЗНЫМ АСПЕКТАМ ТЕКУЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ!

- ОБСУЖДЕНИЕ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕМ, СВЯЗЫННЫХ С ТЕКУЩИМИ И ИНЫМИ СОБЫТИЯМИ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Юнгианство и соционика

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Несмотря на то, что теория соционики полностью базируется на одной из центральных разработок К. Г. Юнга - психологических типах, подход к исследованию которых был существенно углублён А. Аугустинавичюте, со стороны традиционных юнгианских организаций наблюдается определённая дистанция по отношению к соционике. Ещё в те годы (начало нашего века), когда я проходил обучение символдраме (юнгианский психоанализ при помощи образов), в разговоре с влиятельным киевским представителем аналитической психологии, который приезжал к нам в город с семинаром, участником которого я был, на вопрос об отношении к соционике услышал от него скепсис и сомнения. Не похоже, чтобы определённый скепсис за прошедшие годы рассеялся. Судя по публикациям, лекциям представителей аналитической психологии, они в большей степени предпочитают опираться на классические работы К. Г. Юнга по психологическим типам, и продолжателей этого учения среди представителей юнгианских организаций, нежели на соционику. Типоведение Бриггс-Майерс и ассоциация Отто Крегера - это отдельная тема, отдельное направление психологии (в сторону организационно-индустриального направления), опирающееся на психотипы К. Г. Юнга.

В чём же причина дистанции, прохладного отношения аналитических психологов к соционике? Наверное, это не одна причина, а ряд причин, среди которых важное место занимает различие в установках, коллективной системе ценностей, развиваемых в этих научных подходах. И понято это различие может быть на самом общем, абстрактно-обобщающем уровне, через образы коллективных психотипов - ИЛЭ и ИЛИ, между которыми складываются отношения (пп - полной противоположности). При всей относительности и условности такой концептуализации - проекции образов психотипов на большие социальные уровни, обобщённые образы коллективов и сообществ, в этом есть рациональность и полезность. Если мы не будем догматично относиться к таким концептуализациям, излишне буквально, а будем исследовать всесторонне такие коллективные образы, выделяя в них целый ряд многоуровневых составляющих.

В данном случае, наиболее подходящий образ (информационная модель) коллективной общности представителей соционики выражена психотипом ИЛЭ и логиками квадры альфа - идеалы науки и стройная системность белой логики, структурный анализ. Информационный образ коллективной общности классического юнгианства может быть выражен психотипом ИЛИ (это и версия психотипа К. Г. Юнга) - интеллектуальная интуиция и примат динамических образов, с акцентом на психотерапевтическую практику. Здесь важнее не структурные анализы, строгое научное позиционирование, а интеллектуальные интуиции, подвижное восприятие архетипических фигур, историческая динамика, феноменологический охват всего целого психологических явлений. Большую роль в аналитической психологии, в классическом подходе Юнга, занимает индивидуализация (индивидуация), которая не останавливается на разделении единства всех людей на типы (8 или 16), а идёт глубже - к уровню полной уникальности, уникальному самораскрытию личности, а не только в концепте "личности, как носителя типа" (что сближает соционику с общей концепцией марксизма).

В то же время, есть и другая коллективная линия развития аналитической психологии. Она представлена носителями психотипа ИЭИ. Иначе говоря, юнгианство в наибольшей степени развивают психотипы ИЛИ и ИЭИ - родственники, которые во многом сходным образом перерабатывают информацию (общие первые функции), однако по вторым функциям существенно отличаются. Второе направление юнгианства активно включает эмоциональный фактор, ещё полнее углубляет феноменологию работы с образами. В обоих направлениях юнгианства преобладает белая интуиция, динамизм, иррациональный подход и стремление на этой интуитивной основе охватить всё целое психических образов и бытия.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Юнгианство и соционика

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Характеризуя аналитическую психологию, юнгианство в основных особенностях, ещё можно выделить:
- имагинативные практики логической и эмоциональной интуиций (белой интуиции типов ИЛИ и ИЭИ);
- широкая представленность исследований в области мифологии, истории религий и традиций, символизму;
- интерес к нетрадиционным темам, исследованию иррациональных, мистических традиций;
- схватывание целостных образов объектов, интуитивный охват целого;
- широко представлены исследования динамики развития, этапы жизни;
- доверие к бессознательному, иррациональному ресурсу внутреннего мира.

Конечно, аналитическая психология и юнгианство имеют и другие направления развития, помимо этих основных. Например, широкую популярность получила процессуально-ориентированная психология А. Минделла (версия типа - ЭИЭ). Версия юнгианского метода активного воображения, которую развивал ученик К. Г. Юнга профессор Г. Шмальц, практически полностью, без существенных изменений, стала использоваться его учеником Х. Лёйнером (версия типа - ЭИЭ), который по ряду причин стал настаивать на его авторстве, именуя это направление символдрамой (термин из словаря Юнга). По моему мнению, большую роль в такой путанице (идентичности) сыграли исторические обстоятельства - во времена Х. Лёйнера в большую моду среди медиков вошло употребление ЛСД-25 (психотропного препарата, который способен существенно искажать восприятие), а также стрессовый опыт участия будущего известного немецкого медика в войне.

В соционике учение К. Г. Юнга о психологических типах претерпело существенную трансформацию, в связи с чем необходимо подумать о налаживании мостов между классическим юнгианством и соционикой (соционической психологией), нахождении большего числа точек соприкосновения, для взаимовыгодного сотрудничества.
Ответить

Last 7 Members Who Visited This Topic

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей