Соционические портреты: Абрахам Маслоу и его наследие

Здесь обсуждаются соционическая практика: различные методики типирования, различия школ и парадигм. Приводятся примеры практической работы.
Правила форума
УВАЖАЙТЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДРУГ ДРУГА, РАВНО КАК И ПРАВО ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО САМЫМ РАЗНЫМ АСПЕКТАМ ТЕКУЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ!

- ОБСУЖДЕНИЕ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕМ, СВЯЗЫННЫХ С ТЕКУЩИМИ И ИНЫМИ СОБЫТИЯМИ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Соционические портреты: Абрахам Маслоу и его наследие

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
По поводу такой интересной фигуры психологии как Абрахам Маслоу возникает вопрос: что считать в его творческом наследии наиболее значительным и заслуживающим внимания: иерархическая теория мотивации, исследование самоактуализации или новая общая исследовательская программа психологии, ориентированная на поиск высших ценностей, развитие нового гуманистического подхода и его обоснование?

Иерархическая теория мотивации А. Маслоу подвергается критике, именно её основная суть – иерархия мотивов, где акценты сделаны на последовательное удовлетворение от низшего уровня к высшим. Некоторые склонны даже усматривать в этом механистичность и инстинктивизм (или прагматизм), в то время как вся направленность научного творчества Маслоу прямо противоположным образом ведут от инстинктивистски-психоаналитической или бихевиористски-поведенческой модели науки к психологии, где во главу угла поставлены высшие ценности и человеческие смыслы. Есть уверенность, что Маслоу не в полной мере успел реализовать задуманное им - иерархическая теория мотивации требует нового понимания, не связанного с буквальным прочтением иерархической структуры мотивов (на что намекал и сам Маслоу), включение этой модели в системную взаимосвязь элементов, где уровни не буквально доминируют один над другим, а относительно, определяя целостное равновесие всей системы и точки напряжения. Такое прочтение сглаживает противоречия иерархической теории мотивации, в то же время, оставляя её ключевую посылку - уровни мотивов имеют вес, что естественно, потому что для человека, как любого живого существа, основным является выживание и самоутверждение, а затем уже следуют творческие порывы. В этом плане, у теории мотивации Маслоу есть твёрдая опора (логика аргументации), связанная с эволюционным подходом к природе человека.

Субъективная история, или история развития души - эта тема хорошо изложена в замечательной книге Клариссы Пинколы Эстес "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях". Есть мнение, что А. Х. Маслоу и К. П. Эстес, носители одного типа - ИЭИ (Идеалист), соответственно, их научное творчество несёт на себе отпечаток тождественного типного интеллекта. Такой взгляд на творчество обоих авторов открывает перспективы для сравнительного анализа, выявления общих интенций и концептуальных конструкций. Чем это полезно? Например, новыми нюансами понимания сложных мест, ранее не совсем ясных. Той же иерархической теории мотивации. Всё-таки, учитывая тип А. Маслоу - Идеалист, сильные стороны интеллекта ИЭИ, можно предположить, что тематика самоактуализации, исследование самоактуализированных личностей и дальних пределов, идеалов человеческой природы, это наиболее сильные и значимые стороны творчества этого исследователя, а теорию мотивации следует понимать исходя из этой линии его наследия.
____

Еслюк Р. П. Психологические типы в биографиях: Абрахам Маслоу - идеалы человеческой природы // Психология и соционика межличностных отношений. – 2022. - № 1-2. С.28-41. >https://publishing.socionic.info/index. ... ew/2880

Аннотация к статье: На основании анализа профессиональной деятельности и биографических данных проведено исследование информационного типа и психологического профиля Абрахама Маслоу (1908-1970), обоснована версия его информационного типа — интуитивно-этический интроверт (Идеалист), архетипический ролевой сценарий — Сын-Гефест, связанный с экспрессивным сектором саморегуляции психического. Произведён комплексный анализ учения А. Маслоу в контексте психологических теорий, описана его специфика и особенности, продолжена разработка последовательной соционической теории психологической науки.
Последний раз редактировалось Руслан 13 апр 2023, 08:52, всего редактировалось 4 раза.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Соционические портреты: Абрахам Маслоу и его наследие

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
У Григория Александровича Шульмана (светлая память, царствие небесное!) мы встретим интенции, настроения, которые отображают сходство со стилем Абрахама Маслоу, тематикой, которой он занимался. Восторженное отношение к людям, которые внесли вклад в науку - в данном случае, Григорий Александрович восхищался теми, кто заложил основу соционической теории. Вот в книге "Портрет социона. Введение в соционику Аушры Аугустинавичюте" [Чёрная белка, 2009] он пишет: "Витаутас Альбертович Ляшкявичус (1933-1994) Автор знаменитейшей в соционике Таблицы интертипных отношений (табл. 6), созданной им на основе работ Аушры Аугустинавичюте. Эта таблица - настоящий прорыв в соционике! В Киеве она появилась не позднее 1985 г. Витас, как его все называли в Литве, ушёл от нас весной 1994 г., но лист бумаги размером в две машинописные страницы обессмертил его имя" [с.26].

Искренний, эмоционально насыщенный восторг и восхищение перед людьми цельными, заслуживающими уважения, сумевшими реализовать заложенные в их природе потенции. И тут же подчёркивание самых дальних, предельных идеалов человеческой природы, культуры и науки... "Введение, или Грамотность номер ноль" - такое название первой, вводной главе его книги даёт Григорий Александрович, такие познавательные, воспитательные идеалы - Грамотность первого порядка, соционические знания являются первым уровнем значимости для человека. А в книге "Соционика изнутри. Принципы проведения исследований и преподавания на примере соционики Аушры Аугустинавичюте" [Доброе слово; Чёрная белка, 2007] он развёртывает целую исследовательскую программу, с обоснованием научных принципов, где большое место занимает новый взгляд на соционическую теорию, с включением идеалов эстетической красоты и завершённости, динамизма, даосской философии, образной наглядности знания и др.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Соционические портреты: Абрахам Маслоу и его наследие

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Дополнительные размышления. Критики иерархической теории мотивации А. Х. Маслоу недостаточно верно улавливают его творческие интенции и особенности типологического интеллекта. В этой теории отображается характерный для типа ИЭИ девиз, лозунг "Назад к природе!", убеждение в изначальной доброте человека, стоит только дать возможность раскрыться этому природному началу.

Маслоу был убеждён, что от самых простых потребностей человек движется дальше, и, если не возникает препятствий для его роста и удовлетворения внутренней природы, он движется к самоактуализации, к более сложным уровням самореализации. А если возникает препятствие, то внутренний рост задерживается, отодвигается назад. При этом, иерархия относительна, весьма динамична и подвижна, что подчёркивал Маслоу, в ней нет какой-то застывшей схемы, которую приписывают данной теории критики. Критически настроенные люди приводят примеры, например, когда творческие порывы присутствуют у людей при самых сложных жизненных условиях, обстоятельствах. Внешне это верное наблюдение, однако здесь игнорируется факт, что если эти творческие порывы возникают, значит в прошлом имеется запас удовлетворения потребностей, запас прочности, дающий человеку силу двигаться дальше и выдерживать сложные бытовые и другие обстоятельства, ориентируясь на творческое и духовное самораскрытие.

По такому же принципу - веры в позитивную природу человека, мыслил и известный психоаналитик Хайнц Кохут. Он открыл, разработал методы, способные излечивать сложные нарциссические расстройства (фрагментация self), ориентируясь на принцип удовлетворения ранних нарциссических потребностей.

Когда мы сравниваем общие научные психологические идеи таких тождиков (предполагаемых) как А. Х. Маслоу, Х. Кохут, К. П. Эстес и других, открываются новые грани понимания их теорий. Например, обнаруживается недюжинная проницательность в исследовании мотивационных сил, тонкость восприятия этой сложной области, умение выделить движущие силы развития и роста.

В то же время, не стоит делать далеко идущих метафизических выводов об изначальной доброте (абсолютной) природы человека - переоценивать гуманистические ценности, в учениях этих исследователей речь идёт скорее о тонких механизмах раскрытия личности и психики в ходе развития, потенциале роста и возможностях (а не абсолютных силах), а они могут быть реализованы по-разному.
Ответить

Last 7 Members Who Visited This Topic

Руслан (6), Аватара пользователя Baltim (6)

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей