Заметка о Рудольфе Штейнере: соционический портрет

Здесь обсуждаются соционическая практика: различные методики типирования, различия школ и парадигм. Приводятся примеры практической работы.
Правила форума
УВАЖАЙТЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДРУГ ДРУГА, РАВНО КАК И ПРАВО ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО САМЫМ РАЗНЫМ АСПЕКТАМ ТЕКУЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ!

- ОБСУЖДЕНИЕ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕМ, СВЯЗЫННЫХ С ТЕКУЩИМИ И ИНЫМИ СОБЫТИЯМИ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Заметка о Рудольфе Штейнере: соционический портрет

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Заметка о Рудольфе Штейнере и вальдорфской педагогике: соционический портрет
Версия типа – ЭИЭ (Идеолог). Рудольф Штейнер (или Штайнер - 1861-1925) – австрийский педагог, доктор философии, лектор, социальный реформатор, эзотерик и мистик, основоположник антропософии. Первичное признание Штейнер получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания: в 1883—1897 годы он анализировал и издавал работы Гёте по естествознанию. Штейнер делал попытку примирить научный метод со сверхъестественным видением мира, в связи с чем заинтересовался набирающей в то время популярность теософией. Однако впоследствии покинув теософию, он основал собственное Антропософское общество (1912), взяв на себя роль духовного учителя.

У Штейнера присутствовал большой размах интересов – от педагогики и социального реформизма, до драматического искусства, живописи, архитектуры, эзотерики и др. Он прочитал более 6000 лекций по всей Европе. Вместе с тем, этот широкий размах интересов соседствовал с определённой поверхностностью, можно сказать, присутствовал популизм. Автор книг и многочисленных лекций не слишком заботился о логической связности его теорий, доказательности представленного материала, в том числе, видений о потустороннем мире, рассуждений об эзотерических и духовных вопросах. С чем-то можно согласиться, что-то во взглядах Штейнера вызывает острые сомнения и представляется дискуссионным. В любом случае, этот мыслитель представил интересный интегральный проект, стремясь обобщить научные и эзотерические гипотезы.

Особый интерес представляет его концепция вальдорфской педагогики. Ещё молодым человеком Штейнер поддерживал идею о независимости образовательных учреждений от государственного контроля, впоследствии воплотив эти мысли в Вальдорфской школе. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в ней раскрыты основные, с точки зрения автора, принципы обучения. А 7 сентября 1919 года Штейнер открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). От названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская. Вскоре такие детские сады и школы начали открываться в других городах Германии и других стран. В настоящее время, по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. Антропологический педагогический подход Р. Штейнера противопоставляет себя традиционализму, а также прагматизму, использует язык «антропософской антропологии», т.е. опирается на антропософское учение этого автора. В этом его сила – собственная методология воспитания, приёмы и методы, в этом и его слабость – далеко не все исходные положения учения являются продуманными, обоснованными и доказанными. Большое внимание вальдорфская педагогика уделяет индивидуальным особенностям ребёнка, этапам развития.

Подводя итог. Наибольшую силу Рудольф Штейнер проявлял как талантливый лектор, вдохновляющий оратор, хорошо чувствующий аудиторию, понимающий социальную психологию, а также как педагог. Он разработал собственное учение, которое активно и энергично продвигал. Вместе с тем, учение Штейнера имеет множество логических нестыковок, ориентировано на эмоциональное, а не интеллектуальное восприятие. Учитывая сказанное, наиболее вероятной версией информационного типа Рудольфа Штейнера является – ЭИЭ (Идеолог). В то же время, выше обозначен общий контур восприятия образа типа и личности этого мыслителя, по его стилистическим качествам и ряду других особенностей, без глубокого анализа личной жизни, семантики и других аспектов, т.е. я учитываю, что не все автономные секторы Матрицы Верификатора качественно заполнены, для полной уверенности в точности верификации типа. Из того, что я читал о методах исследования Штейнером духовного мира, то их основа - вчувствование, вживание в мир потусторонних существ, анализ собственных душевных состояний (тонкие эмоциональные нюансы), т.е. признаки, подтверждающие основную версию. Высокая степень интереса к вопросам индивидуальности в русле вальдорфской педагогики позволяет предполагать перспективным продвижение соционики в этой педагогической среде.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Заметка о Рудольфе Штейнере: соционический портрет

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Особенно выраженность эмоционально-этического интеллекта (а также сходство с шаманским учением о трёх мирах) заметна в этих фрагментах:

«Высшие ступени душевной вещественности характеризуются тем, что в них совершенно отступает назад одна основная сила, а именно антипатия, и собственно действующей является только симпатия. Она, прежде всего, может проявиться внутри частей самого душевного образования. Эти части действуют взаимно притягательно одна на другую. Сила симпатии внутри душевного
образования выражается а том, что называют радостью. И каждое уменьшение этой симпатии есть печаль. Печаль есть лишь уменьшенная радость, как холод есть лишь уменьшенное тепло. Радость и печаль это есть то, что, в тесном смысле, живет в человеке как мир чувств. Чувствование есть колебание душевного в себе самом. От того, как в душевном колеблются чувства радости и печали, зависит то, что мы называем его довольством»;
«Таким образом, мы должны различать три нижние и три верхние области душевного мира, и обе связаны четвертой, так что получается следующее подразделение душевного мира: 1) Область пламени вожделений. 2) Область текучей возбудимости. 3) Область желаний. 4) Область радости и печали. 5) Область душевного света. 6) Область деятельной душевной силы. 7) Область душевной жизни.
Благодаря первым трем областям, душевные образования получают свои свойства в силу соотношения антипатии и симпатии, благодаря четвертой области, вибрирует симпатия внутри самих душевных образований, благодаря трем высшим областям, сила симпатии становится все более и более свободной, сияюще и оживляюще реют душевные вещества этой области через душевное пространство, пробуждая то, что иначе без них погибло бы в замкнутости личного бытия.
В сущности, это казалось бы совершенно излишним, но в виду большей ясности мы должны подчеркнуть здесь, что эти семь подразделений мира душ не представляют собой отдельных друг от друга областей. Так же, как в физическом мире твердое, жидкое и газообразное взаимно проникают друг в друга, так же в душевном взаимно проникают друг друга пламя вожделений, текучая возбудимость и силы мира желаний. И подобно тому, как в физическом тепло пронизывает тела, свет озаряет их, то же самое происходит и в душевном с радостью и печалью и с душевным светом. Нечто подобное происходит и с деятельной душевной силой и с собственной душевной жизнью» [Штейнер Р. Три мира].
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Заметка о Рудольфе Штейнере: соционический портрет

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Обращаясь к текстам Штейнера (или Штайнера), мы можем заметить, что движущей основой, архетипическим ядром его учения об интеграции является подробное описание границ (переходов между границами) и миров. Можно предположить, что речь идёт об архетипическом сценарии Принца-Диониса (Динамичный Анимус), который в классическом положении как раз и соответствует информационному типу ЭИЭ. Иначе говоря, в определённом смысле, антропософия Штейнера - это возрождённый древний шаманизм, который в конце 19-го и в 20-м веке начали переоткрывать, переоценивать в цивилизованном мире. Вот любопытные фрагменты (заметна этика, динамизм):

"Но относительно этого надо сказать еще следующее. Сначала духовные переживания выступают, действительно, как образы. Они встают, как образы, из глубин подготовленной к этому души. Вопрос только в том, чтобы достигнуть правильного отношения к этим образам. Они имеют ценность для сверхчувственного восприятия лишь в том случае, если, по всему характеру своего появления, они вовсе не предлагают принять их ради них самих и как нечто самостоятельное. Принятые же таким образом, они имеют едва ли большую ценность, чем обыкновенные сны. Они должны представать перед нами как буквы, которые мы видим перед собой.
Никто не обращает внимания на форму букв, но в буквах читают то, что выражено посредством букв. Подобно тому, как написанное не побуждает нас описывать форму букв, так и образы, составляющие содержание сверхчувственного видения, не побуждают принимать их как самодовлеющие образы; но они сами собой создают необходимость совершенно отрешиться от их образной сущности и направить душу на сверхчувственное событие или существо, нашедшее посредством их свое выражение.
Никто не скажет, что письмо, из которого узнают нечто, дотоле совсем неизвестное, состоит только из давно знакомых букв; точно так же и по отношению к образам ясновидческого сознания нельзя сказать, что они содержат в себе только заимствованное из обыкновенной жизни. До некоторой степени это, конечно, так. Но для действительного ясновидческого сознания важно не то, что в них заимствовано из обыкновенной жизни, а то, что в них образно выражено.
Правда, сначала душа должна приготовиться к тому, чтобы увидеть появление таких образов в духовном кругозоре; но для
этого она должна еще тщательно развить в себе чувство, что не надо останавливаться на этих образах, а необходимо правильно
отнести их к сверхчувственному миру" [Штейнер Р. О познании духовного мира].
Ответить

Last 7 Members Who Visited This Topic

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей