Заочная диагностика, соционические профили - Карл Ясперс

Здесь обсуждаются соционическая практика: различные методики типирования, различия школ и парадигм. Приводятся примеры практической работы.
Правила форума
УВАЖАЙТЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДРУГ ДРУГА, РАВНО КАК И ПРАВО ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО САМЫМ РАЗНЫМ АСПЕКТАМ ТЕКУЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ!

- ОБСУЖДЕНИЕ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕМ, СВЯЗЫННЫХ С ТЕКУЩИМИ И ИНЫМИ СОБЫТИЯМИ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Заочная диагностика, соционические профили - Карл Ясперс

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Психиатр, психолог и философ Карл Теодор Ясперс (1883-1969) – один из самых интересных и влиятельных мыслителей ХХ века. Для построения последовательной соционической теории истории психологии диагностика информационного типа его личности и углублённое понимание научно-философских построений весьма существенны. Несмотря на то обстоятельство, что прошло почти полвека с момента смерти Ясперса, его наследие отличается высокой степенью актуальности и востребованности – как психиатрические и психологические исследования в области феноменологии, так и специфический экзистенциальный вариант философии.

Версия информационного типа личности – ЭИИ («Гуманист»). Опубликованная в 1913 году книга «Общая психопатология» открыла новые горизонты познания. Вот что сам Ясперс писал о её истоках в «Философской автобиографии»: «Мои собственные исследования и размышления над тем, что говорилось и делалось в психиатрии, вывели меня на новые для того времени пути. Два важнейших шага меня побудили сделать философы. Феноменология Гуссерля, которую он поначалу именовал дескриптивной психологией, я воспринял и использовал в качестве метода, при этом, не принимая её последующего развития и превращения в созерцание сущностей. Описывать внутренние переживания больного как некое явление в сознании оказалось делом вполне возможным и благодарным. Не только иллюзии восприятия, но и переживаемое в бреду, способы осознания собственного «я», чувства и переживания, изображённые самим больным, - всё это можно было зафиксировать с такой чёткостью, что оно уверенно распознавалось при следующей встрече с ним. Феноменология стала методом исследования» [с.35 – Ясперс К. Философская автобиография / Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997. – С.19-152].

С душевным лиризмом и тонкостью описывает Ясперс первую встречу с будущей женой: «Одиночество, тоска, самокопание – всё это переменилось вмиг, стоило мне в свои 24 года, в 1907 году, повстречать Гертруд Майер. Незабываемым для меня стало то мгновение, когда я в сопровождении её брата впервые переступил порог её комнаты. Она сидела за большим письменным столом. Поднялась, ещё стоя к нам спиной, медленно закрыла книгу и обернулась. Я не мог оторвать взора, следя за каждым её движением. В них, спокойных и простых, лишённых всякого жеманства, бессознательно выражалось чистейшее существо, всё благородство её души. Будто сам собой разговор вскоре зашёл о главном в жизни, словно мы знали друг друга с незапамятных времён. С первого же часа меж нами возникла непостижимая, совершенно немыслимая гармония» [там же, с.26].

Несмотря на то, что Мартин Хайдеггер был на семь лет моложе Ясперса, он оказал существенное влияние на последнего, вошедшего в философию не сразу, после периода работы в области психиатрии. Если считать, что информационный тип М. Хайдеггера – ИЛИ, а К. Ясперса – ЭИИ, то вырисовываются отношения по типу социального заказа (от заказчика – ИЛИ, к подзаказному – ЭИИ), что имеет подтверждение в автобиографии Ясперса. Вот что он писал: «То, что я слышал к концу первой мировой войны о Хайдеггере, позволяло надеяться, что я встречу в его лице самобытного философа, непохожего на обычный университетский люд» [там же, с.107], «Из всех современных представителей философского цеха Хайдеггер был единственным, кто всерьёз интересовал меня» [с.107], «Хайдеггер же дошёл до тех вопросов, которые, кажется, затрагивают сокровеннейшее» [с.107], «В Хайдеггере, своём современнике, я увидел нечто такое, что обыкновенно встречалось мне только в прошлом и что я считал безусловно необходимым для того, чтобы философствовать. Это был не то чтобы какой-то масштаб или образец, глядя на который я мог бы судить о собственной работе, - такого не мог мне дать ни один современник, в том числе и Хайдеггер. Это была какая-то форма, ориентируясь на которую, я смог, идя собственным путём, общаясь с мыслителями древности, отыскать, по крайней мере для себя, возможный способ оформления того, что столь глубоко захватило меня, двигало мной с юных лет и для чего я не мог найти достойного языка, способного это выразить» [с.110-111].

Как отмечают эксперты, в отличие от М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и ряда других экзистенциалистов, рисующих ведущего подлинное существование человека глубоко одиноким, К. Ясперс описывает реализацию уникального мира человека в интимных и индивидуальных отношениях с близкими, в том числе отношениях симпатии, дружбы, взаимопонимания, любви. Иначе говоря, это учение экзистенциализма с акцентами «Гуманиста». К. Ясперс размышлял над многими темами и оставил большой след в их осмыслении – история и время, наука и философия, исторические личности, способы человеческого существования и др. А вышедшая в 1913-м году «Общая психопатология» стала делом жизни Ясперса, она перерабатывалась автором и переиздавалась, вплоть до 1959-го года, когда вышло 7-е издание. Это классика психиатрии и клинической (медицинской) психологии, остаётся настольной книгой в своей области.
Ответить

Last 7 Members Who Visited This Topic

Руслан (1)

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей