Носсрат Пезешкиан: соционический профиль

Здесь обсуждаются соционическая практика: различные методики типирования, различия школ и парадигм. Приводятся примеры практической работы.
Правила форума
УВАЖАЙТЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДРУГ ДРУГА, РАВНО КАК И ПРАВО ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО САМЫМ РАЗНЫМ АСПЕКТАМ ТЕКУЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ!

- ОБСУЖДЕНИЕ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕМ, СВЯЗЫННЫХ С ТЕКУЩИМИ И ИНЫМИ СОБЫТИЯМИ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Носсрат Пезешкиан: соционический профиль

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Версия типа - ЭИИ. Продолжаю разработку соционической теории истории психологии и психотерапии. Основатель позитивной психотерапии, получившей широкое распространение в мире, доктор Носсрат Пезешкиан (1933-2010) родился и вырос на Востоке, а в 1954 году переехал в Германию. В 1968 он открыл практику и дневной стационар в Висбадене, а также начал развивать новый метод. В 1971 году Пезешкиан основал Висбаденский институт обучения психотерапии и семейной терапии, позже - Висбаденскую академию психотерапии. В 1977 под влиянием Пезешкиана создана Немецкая ассоциация позитивной психотерапии, в 1996 — Международный центр позитивной психотерапии (с 2008 года Всемирная ассоциация позитивной психотерапии). В 2009 году он был номинирован (выдвинут) на Нобелевскую премию в медицине и физиологии.

Носсрат Пезешкиан предложил интегральный метод психотерапии, включающий мировоззренческие, методологические, теоретические и методические компоненты, соединённые в цельную систему. Позитивную психотерапию он понимал, как метатеорию психотерапии, в которой задействуется весь широкий потенциал отдельных психотерапевтических методов. Иначе говоря, здесь отобразилось стремление Пезешкиана найти место каждому отдельному методу, уважение к каждому из них.
Конкретно в психотерапевтической практике акценты сделаны на потенциале развития пациента, а не на расстройствах. Большое внимание позитивный психотерапевт уделял диалогу культур, религиозным ценностям. Особое внимание к светлым сторонам личности и способностей пациентов, глубокое понимание и деликатная помощь внутреннему росту, а также то, что мир человеческих этических ценностей в работах этого психотерапевта «разложен по полочкам» (в хорошем смысле этого слова), всё названное даёт основание для отстаивания версии информационного типа - ЭИИ (Понимающий, Гуманист).

К слову, воспитанник Харьковской медицинской школы Марк Владимирович Воронов (1939 — 2006) был лично знаком со знаменитым психотерапевтом. В 1996 году М. В. Воронов прошел подготовку по специальности психотерапия в Харьковском институте повышения квалификации врачей, а затем — в Висбаденском центре постдипломной подготовки врачей по специальности «Позитивная психотерапия». Там он познакомился с Носсратом Пезешкианом, а также впоследствии расширил позитивный подход. Его книга «Психосоматика» давно стала настольным пособием для практикующих врачей, психотерапевтов и психологов.

В научно-популярной книге Н. Пезешкиана "33 - и одна форма партнерства" с превосходной широтой и глубиной проделан обзор нюансов партнёрски-брачных отношений. Далее некоторые фрагменты, отображающие специфику и мудрость замечательной книги:

"Очерк позитивной психотерапии в партнерстве

Позитивная психотерапия исходит из первоначального значения латинского слова «positum», что обозначает фактическое, данное. Фактическое и данное - это не обязательно нарушения, расстройства, болезни и конфликты, но и способности, не использованные и не известные до того возможности человека. К реальному миру, который нас окружает, принадлежит не только наш личный тесный мирок, но и общение с другими людьми, семьями, знакомство с различными культурами, религиями.

Позитивный образ человека

Каждый человек, без исключения, обладает двумя базовыми способностями: способностью познавать и способностью любить. В зависимости от его физических особенностей, его окружения и времени, в котором он живет, эти базовые способности дифференцируются и формируют неповторимую структуру черт характера.

Способность любить означает, что каждый человек обладает способностью вступать в отношения с другими людьми, принимать участие в других сферах жизни. Способность познавать в отношении к партнерству означает, что человек, наблюдая, учится различать и воспринимать, искать причины и пытается адекватно реагировать. Позитивная психотерапия рассматривает позитивные аспекты конкретного расстройства. Это означает, что мы принимаем человека целиком, со всеми его конфликтами и нарушениями, т.е. таким, каков он есть в данное время, с тем чтобы обнаружить в нем не известные ему самому скрытые и заторможенные проблемами способности. При этом акцент делается на переосмыслении заболевания или нарушения с тем, чтобы разработать его позитивные аспекты. Так страх перед одиночеством переосмысливается как потребность быть вместе с другими людьми, фригидность - как способность сказать телом «нет». Изменение точки зрения как один из Приемов позитивной психотерапии применим почти ко всем негативно окрашенным темам. <...>

Три основные формы, (стадии взаимодействия) партнерских отношений

Независимо от того, что является смыслом событий и взаимоотношений в рамках партнерства, любые взаимоотношения партнеров ограничиваются тремя возможностями, тремя стадиями взаимодействия.

Стадия привязанности. Основа ее - поиск партнера, желание быть вместе с другими людьми и стремление к сплоченности группы, например, семьи. Можно сблизиться с партнером, познакомиться с ним, найти в нем симпатичные черты, захотеть быть с ним откровенным, стремиться к интимности. Происходит дифференциация способности любить. Иными словами, благодаря различению, т.е. дифференциации, чувства приобретают социальную окраску. Способность любить в своем развитии начинает распределяться по четырем параметрам (рис. 1): во-первых, как я отношусь к себе самому, принимаю ли или отвергаю себя (Я); во-вторых, как я отношусь к партнеру с его способностью любить и быть любимым (Ты); в-третьих, как я отношусь к другим людям, к обществу и как оно относится ко мне (Мы); и, наконец, в-четвертых, как я отношусь к мировому сообществу, и каково мое мировоззрение (или религия), влияющие на характер моих отношений (Пра-Мы).

Способность любить в своем дальнейшем развитии порождает такие первичные способности, как любовь, терпение, время, контакты, доверие, вера в возможности другого, надежда, вера, сомнение, уверенность и единство" [с.28-30 в книге - Пезешкиан Н. 33 - и одна форма партнёрства: Пер. с нем. - М.: Медицина, 1998. - 288 с.];

"Взрослый человек тоже нуждается в привязанности, внимании, ласке и в таком партнере, который находит для него время. Поэтому не забывай о своем партнере, когда дома дети или гости.

Привязанность - это не только сожительство, но и необходимость найти время для другого, иметь общие интересы и занятия, вместе строить планы на будущее и вместе переживать радость и горе.

Чтобы появилось и окрепло чувство привязанности, необходим пример для подражания, которым может быть кто-либо из партнеров. На этой ступени гораздо меньше значат слова и гораздо больше - пример. Привязанность может проявляться не столько по отношению к партнеру (Ты), сколько к группам (Мы) и к возвышенным принципам (Пра-Мы). Мы вступаем в отношения с Пра-Мы (смысл жизни, мировоззрение, жизненная философия, религия) при помощи молитвы и медитации.
В вопросах воспитания, партнерства и психотерапевтической практики часто указывают на необходимость именно в духе привязанности идентифицироваться со своим партнером. Предполагается, что нужно стремиться полностью сделать своими мысли и чувства партнера. Сколь бы желательно это ни было, это может психически переутомить человека.
Отнюдь не так просто проникнуться полностью мыслями и чувствами другого человека, сделать своими особенности его характера. Появляются внутренние конфликты и натянутость в отношениях, попытка освободиться от них переходит в эмоциональное неприятие партнера. Иными словами: если следовать совету о полной идентификации, то легко можно достигнуть обратного, т.е. полного эмоционально-окрашенного неприятия. Есть более легкий и естественный путь идентификации: мы проникаемся только отдельными чертами характера партнера и затем постепенно увеличиваем нашу способность к такой идентификации, полной сочувствия и понимания. В этих случаях мы говорим о частичной, неполной идентификации и предлагаем воспользоваться систематикой дифференциально-аналитического опросника (ДАО)" [там же, с.45-46].
Ответить

Last 7 Members Who Visited This Topic

Аватара пользователя Кактус (1), Аватара пользователя Baltim (2), Аватара пользователя fx (1), Руслан (1)

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей