Уильям Джеймс — прагматика, мистика, наука

Здесь обсуждаются соционическая практика: различные методики типирования, различия школ и парадигм. Приводятся примеры практической работы.
Правила форума
УВАЖАЙТЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДРУГ ДРУГА, РАВНО КАК И ПРАВО ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО САМЫМ РАЗНЫМ АСПЕКТАМ ТЕКУЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ!

- ОБСУЖДЕНИЕ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕМ, СВЯЗЫННЫХ С ТЕКУЩИМИ И ИНЫМИ СОБЫТИЯМИ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Уильям Джеймс — прагматика, мистика, наука

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС — ПРАГМАТИКА, МИСТИКА, НАУКА

На основании анализа профессиональной деятельности и биографических данных проведено исследование информационного типа и психологического профиля Уильяма Джеймса (1842–1910), обоснована версия его информационного типа—логико-интуитивный экстраверт («Предприниматель»), архетипический ролевой сценарий —Учитель-Гермес, связанный с трансперсональным сектором саморегуляции психического. Произведён комплексный анализ учения У. Джеймса в контексте психологических теорий, описана его специфика и особенности, продолжена разработка последовательной соционической теории психологической науки.

>https://publishing.socionic.info/index. ... /view/2866

Еслюк, Р. (2023). Уильям Джеймс — прагматика, мистика, наука. Психология и соционика межличностных отношений, (3-4), 45–55.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Уильям Джеймс — прагматика, мистика, наука

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Исследование вопроса диагностики типа и взглядов Уильяма Джеймса представляет интерес не только в плане истории психологии, как этапа развития психологической мысли - в чём также есть серьёзный смысл, целый ряд поднимаемых Джеймсом вопросов актуальны для науки нашего времени. Такой сложный объект исследований (с позиций разных наук) как сознание остаётся и для современного уровня развития знания достаточно проблемным, имеются многочисленные полярные точки зрения. Потому важно обратиться к истории исследований сознания, где У. Джеймс был не только одним из первых, а одним из наиболее талантливых исследователей. Мироощущение ЛИЭ - поток жизни, кипучей деятельности, динамичных изменений внешнего мира, отражённого в восприятии носителей этого типа, превосходно выражен Джеймсом в его теоретических построениях о потоке сознания, построениях, направленных на критику односторонних позиций структуралистов.

Психологическая наука, начиная со второй половины ХХ века, активно ищет пути синтеза многочисленных направлений и школ. Философия прагматизма, один из вариантов которого развивал У. Джеймс, может помочь в этом. В наше время слово "прагматизм" нагружено определёнными отрицательными смыслами, воспринимается как синоним "эгоизма", стремления к выгоде и т.д. В то же время, в философской концепции У. Джеймса прагматизм имеет благородный, возвышенно-гуманистический характер. В его личности мы видим позитивные степени реализации типа ЛИЭ, в смысле возможностей носителей этих типов сглаживать острые противоречия и антагонизм, добиваться равных возможностей для всех заслуживающих этого. Философский прагматизм в русле взглядов Джеймса - акцент на практической значимости (описании полезности), может быть положен и в основу концепций развития науки в целом, вернее, входить в базис общенаучных концепций.

Благодаря такой методологической позиции (прагматизма, исследования полезности) У. Джеймсу удалось ввести в предметное поле психологической науки объекты, связанные с религией и религиозными чувствами людей. Обходя вопрос об истине в этой области как таковой и доказательствах (или опровержениях) существования высшей реальности, прагматическая позиция позволила исследователю найти подходы к развёртыванию мощной исследовательской программы, актуальной и в наше время. Не менее важно, что Джеймс был открыт и к исследованиям в области паранормального (в современной терминологии - парапсихологическим явлениям), что делает его весьма современным, учитывая поворот науки (начиная со второй половины ХХ века) в сторону расширения мировоззренческих горизонтов.

По своему характеру и индивидуальному стилю Уильям Джеймс раскрывал достаточно "мягкие" и благородные возможности типа ЛИЭ, в то время, например, как его предполагаемый тождик Бертран Рассел отличался таким весьма сильным темпераментом борца за правду и ценности индивидуализма, участвовал в многочисленных протестных акциях, выдвинул целую программу критики организованной христианской религии. Такую разницу я связываю с наличием разных ролевых сценариев - помимо типа, это ещё один значимый уровень фиксации индивидуальных особенностей. В данном случае, для Джеймса характерны акценты Гермеса-Самости (широкий взгляд), а для Б. Рассела характерна концентрация восприятия на индивидуализме Анимуса-Аполлона, самовыражении. Такая же концентрация восприятия на когнитивных аспектах и самовыражении характерны для модели реализации возможностей типа ЛИЭ у ещё одного предполагаемого тождика - Эрика Берна, создателя транзактного анализа. В этом весьма рациональном и прагматичном направлении психологии исследуются динамично меняющиеся Эго-Состояния, структурирование времени и психологические игры, тесно связанные с обменом транзакциями.
Ответить

Last 7 Members Who Visited This Topic

Аватара пользователя Baltim (3), Аватара пользователя fx (1), Руслан (5)

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость