Соционические портреты: Владимир Роменец

Здесь обсуждаются соционическая практика: различные методики типирования, различия школ и парадигм. Приводятся примеры практической работы.
Правила форума
УВАЖАЙТЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДРУГ ДРУГА, РАВНО КАК И ПРАВО ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО САМЫМ РАЗНЫМ АСПЕКТАМ ТЕКУЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ!

- ОБСУЖДЕНИЕ ЛЮБЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕМ, СВЯЗЫННЫХ С ТЕКУЩИМИ И ИНЫМИ СОБЫТИЯМИ - ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Руслан
Пострел
 

Сообщения: 85
Стаж: 1 год 2 месяца
ТИМ: Робеспьер
Пол: мужской
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Соционические портреты: Владимир Роменец

Непрочитанное сообщение Руслан »

 
Версия типа - ЭИИ (Гуманист). Заметка об одном из наиболее интересных интегральных психологов современной истории науки, украинском психологе Владимире Андреевиче Роменце (1926-1998). В. А. Роменец - историк и теоретик психологии, академик НАПН Украины, доктор наук, автор историко-психологической теории (в основе которой категория поступка), характеризующей исторический путь человеческого самопознания и саморазвития, становления мирового психологического знания (научного и донаучного).

Автор психологической теории поступка (в продолжение идей И. Гёте, Г. В. Ф. Гегеля, С. Л. Рубинштейна, М. М. Бахтина) использовал культурологический подход в исследовании человеческого существования, он создал оригинальную теоретическую систему, исследующую психологию человека на каждом этапе исторического и онтогенетического развития. В. А. Роменец является автором работ в области психологии творчества, общей психологии, многотомной истории мировой и украинской психологии. Владимир Андреевич считал своим предшественником С. Л. Рубинштейна, в научном творчестве которого находил много общих моментов, вместе с тем, вёл с Рубинштейном, а также с М. Г. Ярошевским, творческий диалог, развивая свой уникальный подход.

Работая в русле постнеклассической науки, В. А. Роменец произвёл синтез присущих классической науке противопоставлений внутреннего и внешнего, психического и непсихического, человека и мира, продолжая создавать целостную, монистически-интегральную теорию психологии. Он считал психологию фундаментальной наукой и везде проводил принцип детерминизма по отношению к психологическим явлениям, понимая поступок как "творческую самодеятельность" личности, принцип последовательного самосозидания (детерминации). Творчество учёный понимал предельно широко - как общее культурное творчество человечества, в разных сферах жизни. А творчество в области психологических идей В. А. Роменец искал в широком культурном контексте - психологическая проблематика в религии, праве, искусстве, нравах, обычаях и т.д.

Как отмечает К. А. Абульханова в статье "Памяти Владимира Андреевича Роменца" [Институт психологии. Человек и мир. (2017. № 1 Том1)]: "Поступок выступает как наиболее релевантный специфике психологического знания способ и категория его теоретизации" [c.115]. К. А. Абульханова отмечает, что при жизни масштабность и глубина работ В. А. Роменца были недостаточно оценены - они актуальны для современной науки. Она же пишет, в завершение статьи: "Роменец своими многолетними исследованиями выполнил поистине титанический труд. Труды, подобные его работам, создаются, как правило, коллективом авторов, хотя именно в таких случаях чаще встречаются разнобой истолкований и трудности стыковки позиций. Можно сказать, что он создал оригинальную операциональную модель истории всемирной психологии, придав ей своеобразный культурологический характер и смысл" [c.119].

В. А. Роменец разрушал рамки узко сциентистского подхода к психологии, демонстрируя универсализм её идей и их гуманистическую ценность, при помощи последовательного культурологического подхода. Его чувствительность к морально-этической проблематике, культурным ценностям, направленность научного творчества, позволяют выдвинуть предположение об информационном типе личности этого исследователя психологии - ЭИИ (Гуманист). Владимир Андреевич подробно исследовал, при помощи разрабатываемой им методологии и категории поступка, проблематику смысла жизни, предельных психологических ценностей (каноническая психология), жизненного пути, переосмысливает теорию архетипов К. Г. Юнга, вводя новые определения архетипического - архетипы ситуаций, архетипы поступков и др. В своём подходе учёный стремился собрать воедино самые разные направления, демонстрируя их место в общей теории психологии, закономерности возникновения разных представлений о психическом и человеке в те или иные эпохи. Психологической науке ещё предстоит освоить всё богатство творческого наследия этого учёного.
Ответить

Last 7 Members Who Visited This Topic

Аватара пользователя Baltim (1), Руслан (2)

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя